ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА
Главная задача маркетинга – это генерация денежного потока.
Достигается это, за счет максимального привлечения внимания к продукту: через незаурядность, возбуждение любопытства, акцентирование внимания на выгодах для клиента, бесплатных предложениях и пр.
Основные функции маркетинга:
– лидогенерация;
– поддержка и развитие бренда (повышение знания о бренде + репутация компании);
– помощь в продажах.
Блоки, работы маркетинга:
– Анализ и исследования рынка;
– Брендинг и дизайн: создание фирменного стиля, маркетинговых материалов, упаковки и пр.;
– Привлечение, удержание и работа с клиентами: изучение потребителей, опросы, составление портретов целевой аудитории, повышение лояльности, рекомендаций и уровня сервиса;
– Мониторинг конкурентов;
– Определение позиционирования;
– Составление пути клиента (CJM);
– Создание воронок продаж;
– Составление продуктовой матрицы;
– Разработка офферов с уникальными торговыми предложениями (УТП);
– Создание посадочных страниц. Поддержка и наполнение сайта;
– Поддержка продаж: материалами, информацией, отчетами и пр.;
– Определение каналов коммуникации и стратегии продвижения;
– Креатив и рекламный продакшн;
– Прогнозирование и запуск рекламных кампаний (как имиджевых, так и нацеленных на продажи, под определенные аудитории или задачи);
– Работа с каналами лидогенерации и удержания;
– Оптимизация рекламных кампаний привлечения и удержания;
– PR: работа со СМИ, статьи, публикации, экспертные интервью;
– Мероприятия (как чужие – выставки, конференции, так и свои – семинары/вебинары для клиентов, бизнес-завтраки и конференции);
– Трейд-маркетинг: оформление мест продаж, мерчендайзинг, btl-акции;
– Партнерский маркетинг (продвижение через партнеров и инфлюенсеров);
– Работа с сетью: регионы присутствия, филиалы, дистрибьюторы;
– Обучение: собственников, сотрудников маркетингового отдела, продавцов, клиентов, дистрибьюторов;
– Аналитика, прогнозирование и оптимизация работы по ключевым бизнес метрикам юнит-экономики;
– Внутренний маркетинг: работа с другими подразделениями компании, повышение лояльности сотрудников, укрепление корпоративной культуры и пр.
Помимо этого – это и:
– разработка маркетинговых стратегий;
– составление медиапланов и их оптимизация;
– работа с социальными сетями;
– выявление неудовлетворенных запросов и потребностей, количественная оценка их объема и потенциальной прибыльности;
– разработка продуктов, услуг и программ, соответствующих выбранным рынкам;
– создание максимальной ориентации сотрудников на заботу о клиенте и служение его интересам.
Маркетинг ничего не создает с нуля, а использует знания и потребности, которые у нас есть, трансформируя их в физические вещи.
В основу всех коммуникаций маркетинга и продаж должны быть заложены данные. И все решения принимаются на основе аналитики этих данных.
Делается это для оценки рыночного потенциала, составления плана, прогнозирования объемов продаж, оптимизации рекламных кампаний, изменения упаковки, запуска новых продуктов/брендов и пр.
Маркетолог должен разбираться в отчетах о прибылях и убытках, отчетах о движении денежных средств, балансовых отчетах и сметах.
Оборачиваемость активов, рентабельность инвестиций (ROI), рентабельность активов (ROA), движение ликвидности, добавленная стоимость, рыночная капитализация и затраты на капитал, должны стать такими же привычными, как и продажи, доля рынка или валовая прибыль.
Маркетинг отвечает на вопросы:
– Что у вас за бренд?
– Кто ваш клиент?
– Где ваш клиент?
– Как вы его привлекаете?
– Как вы поддерживаете с ним отношения и повышаете лояльность?
– Как вы повторно привлекаете его внимание?
– Кто ваши конкуренты и как они ведут коммуникацию с клиентами?
– Какие у вас конкурентные преимущества?
– Как вы делаете клиента адвокатом бренда?
И это только малая часть из функционала.
Научим вас разбираться во всем этом в следующих наших модулях и дополнительных файлах.
История:
Производителя обуви в Гонконге заинтересовало, есть ли рынок для его продукции на одном из отдаленных островов.
Он оправил туда приемщика заказов, который выслал сообщение – «Люди здесь не носят обувь. Здесь нет рынка».
Потом он оправил туда торгового представителя. Тот ответил – «Люди здесь не носят обувь. Здесь гигантский рынок».
Потом отправил маркетолога «Люди здесь не носят обувь. В результате ноги в ранах и синяках. Я показал вождю, как обувь помогает людям избавиться от этих проблем. Он в восторге. По его оценке, 70% людей купят ботинки по цене 10$ за пару.
Вероятно, в первый год нам удастся продать 5000 пар обуви.
Затраты на доставку обуви на остров и организацию торговли составят 6$ за пару.
Мы выручим в первый год 20000$, которые, учитывая вложения, дадут рентабельность инвестиции (ROI) 20%, что выше нашего обычного показателя ROI на 15%.
Не говоря уже о будущих доходах, которые мы получим, придя на этот рынок. Я рекомендую действовать. Вот наглядный пример, подхода маркетинга на конкретном рынке.